Аренда недвижимости – дело, не терпящее отлагательств, однако и спешку никоим образом не приветствующее. Офис, причем удобный и комфортный, необходим любой компании, чем бы она ни занималась. Но рынок недвижимости сейчас очень богат предложениями, в которых сложно сориентироваться мгновенно. Так или иначе, придется потратить некоторое время на выяснения основных моментов аренды офисов.
Какой именно вид офиса устроит вашу компанию? Достаточно нежилого фонда на первых этажах в жилых микрорайонах или нужен офисный блок в бизнес-центре, а может, отдельное здание? Определившись с этим вопросом, сопоставьте ваши требования с определенной классностью помещения. Офисы класса «А» расположены в новых зданиях, в престижных районах с удобными подъездами и транспортным сообщением, в них хорошая планировка, отличная отделка и масса новинок инженерии. У офисов класса «В» характеристики почти столь же высокие, вот только расположены они в некотором отдалении от престижных районов и предлагают несколько более узкий спектр сопутствующих услуг. Офисы попадают в класс «С» при наличии некоторых недостатков в расположении или инфраструктуре. Ярчайший тому пример – маломестная парковка или удаленность от центральных магистралей. В офисах класса «D» коммуникации обычно устарели, а службы жизнеобеспечения отсутствуют, но имеется некоторый бизнес-сервис. Классический пример офиса класса «D» – помещения в старых административных зданиях.
Чтобы самостоятельно заняться поиском объявлений из категории «снять офис», можно просматривать периодические издания или тематические порталы в сети Интернет. Желающие сберечь время и нервы могут обратиться к риэлторам, специализирующимся на коммерческой недвижимости. В этом случае не придется вникать в массу тонкостей при оформлении документов, организовывать переговоры и формулировать условия аренды, но потребуются некоторые финансовые затраты.
На рынке офисной недвижимости в последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества сделок купли-продажи относительно сделок по аренде офисов. Причем эксперты считают, что эта тенденция сохранится в течение долгого времени, поскольку арендным ставкам расти дальше некуда, и собственники охотнее станут продавать ранее сдаваемые ими в аренду помещения. А помещений этих достаточно много, ведь высокие арендные ставки стимулировали постройку все новых и новых офисных центров. Таким образом, рынок офисной недвижимости сейчас достаточно насыщен, и подыскать подходящее предложение, равно как выгодно продать имеющиеся в собственности офисные помещения, вполне реально.
Сегодня западные компании охотнее инвестируют средства в постройку объектов бизнес-недвижимости, ведь риски сотрудничества с Россией постепенно снижаются, а количество желающих приобрести офис в собственность неуклонно возрастает.
При аренде, как впрочем, и при покупке офиса руководствуйтесь правилом оформления юридически каждого шага, от дачи задатка до подачи запроса на предоставление документов. Все условия сделки должны быть оформлены в письменном виде, тогда впоследствии удастся избежать финансовых потерь вследствие недоговоренностей на этапе устных переговоров. Лучше всего, если каждый этап сделки будет сопровождаться квалифицированным юристом. Особенно важно убедиться, что офис действительно принадлежит лицу, передающему его вам. Скрупулезность проверки информации, указанной в документах, не должна быть поводом для смущения, ведь этот этап является решающим для осуществления честной сделки купли-продажи.